искусство,  Книги,  Обзор

Француз о любви и драме. Проспер Мериме — не только Кармен.

08.19.2017. Шёл август. Я вдруг вспомнила, что надо все-таки читать список по зарубежной литре. Был обычный знойный летний день, когда мечтаешь лишь о холодной воде и вентиляторе. Вдруг на полке я заметила книгу. Мериме, Мериме… ну почему бы и нет?

27.10.2017. Заканчивался октябрь. Приехал преподаватель по зарубежной литературе. Слухи о его жестокости слагались в легенды. Брехня. Но некоторые произведения перечитать всё же пришлось (о чем я конечно не жалею). И вот, немного дум про 2 произведения Проспера Мериме, создателя «Кармен», про которую большинство знает только из-за оперы. Но нет. Не надо недооценивать французского новеллиста. Французы знают, как писать о любви.

Час, который прошел незаметно. Вообще, не только о любви, французы умеют писать обо всем. Хватит одного имени Дюма, исторические трилогии которого читаются на одном дыхании. Но вернемся к Мериме.

Маттео Фальконе

Начнем с самого короткого произведения — «Маттео Фальконе». Warm-up на 20 минут. Суровые реалии Корсики. Отец не простивший сына.

Если коротко, то это история о Маттео Фальконе, суровом мужчине, которого считают преданным другом и опасным врагом. Всю жизнь он мечтал о сыне, и после рождения 3-х дочерей (что его крайне бесило), назвал своего четвертого ребенка Фортунато (мальчик подавал большие надежды). Но однажды, когда 10-летний сорванец остался дома один, случилось нечто неожиданное. В маки (заросли, где живут все, кто не в ладах с правосудием), что недалеко от дома Фальконе, бежал бандит, отстреливаясь от корсиканских солдат. Он просит Фортунато о помощи спрятаться и тот соглашается, конечно за серебряную монету. Вскоре солдаты приходят в дом к Фальконе и требуют у мальчишки выдать бандита. Сержант дразнит его серебряными часами. Искушение побеждает.

Отец возвращается домой. Узнав о произошедшем он ведёт сына в лес. Жена умоляет мужа сжалится. Сын плачет. Отец непреклонен. Фортунато — предатель. Он опорочил не только себя, но и семью, дом.

Молитва. Ещё одна. Выстрел.


После первого чтения, кажется, что это просто немного более жестокая версия «Тараса Бульбы». И да, отец убивает сына из-за предательства, но тут оно другого рода. У Гоголя мы не увидим никакой иронии. У Гоголя мы не увидим этого ужаса, молящего на коленях 10-летнего ребенка, пошедшего на поводу своих мальчишеских желаний. Застрелить своего единственного наследника, и то в 50 лет, когда он возможно и не сможет иметь другого сына, это поступок, который нам сейчас, скорее всего, не понять. В этом и экзотика. В этом вся архаичность этого маленького мира, где живут люди, ведомые устаревшими традициями и нравами. Читаем. Маттео Фальконе.


Идем дальше. 45 минут: Этрусская Ваза.

Типичная французская история. Ревнивый молодой человек, ненавидящий общество, обожающий свою возлюбленную. Молодая прекрасная вдова, идеальный образец девушки. И кажется, чего же им в жизни не хватает, ведь они оба юны, красивы, любят друг друга. Но нет. Наш главный герой, Огюст Сен-Клер однажды увидел у нее на тумбочке вазу. Во время одной «вечеринки» его друзья начинают распространять слухи, якобы эту вазу подарил главной героине, Матильде де Курси, некий Мансиньи, человек очень глупый. Говорят, что он за ней ухаживал некоторое время и нравился ей. В этот момент Огюст вместо того, чтобы пойти прямо домой к Матильде и спросить, так это или нет,  берет и начинает наворачивать себе. Как же так. Значит все это время она думала лишь о нем. Значит она не идеальна. Он думал, что она любит лишь его. Это значит, что она такая же, как и все женщины. Его начинает бесить всё. И из-за маленькой ссоры, которую он сам же и затевает, вызывает своего «друга» на дуэль.

Нет. Ну можно же пойти поговорить… О времена, о нравы. Конечно он идет к ней домой, но начинает вести себя, ну очень неподобающе. Девушка не понимает, что происходит. Начинаются объяснения. После того, как Сен-Клер наконец-то напрямую спрашивает её о Мансиньи, она начинает смеяться и кидает, расшибая на маленькие кусочки, вазу на пол. Перемирие. Теперь Огюст любит ее ещё больше.

Конец? Нет, вовсе нет. Мериме рисует только суровую драму — рельность. Пришло время дуэли. Сен-Клер смертельно ранен. И конечно выжить ему не удастся. Через 3 года и 3 месяца умирает и Матильда.


К чему я это всё. Когда у вас проблемы, поговорите. Не начинайте ненавидеть всех подряд. Просто спросите напрямую. Это вот всё очень глупо и вовсе не романтично. Но почитать можно) Мериме плохого не напишет.

Тут он показывает нравы того времени. Просто из-за скуки люди могут клеветать на женщину, сплетничать за спиной друг у друга. И это люди чести. Это люди, которые из-за маленького оскорбления просто так могут лишить жизни своих «друзей». В общем, понаблюдать за этим всем сквозь призму иронии и драматизма вы конечно можете, просто уделив немного времени «Этрусской Вазе».

Ани

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *